Интерактивный портал

Министерства труда и занятости

Иркутской области

Войти через госуслуги

Прогноз баланса трудовых ресурсов

Пояснительная записка
по основным параметрам прогноза баланса трудовых ресурсов Иркутской области
на 2019 год и на период до 2021 года

 
Во исполнение распоряжения Правительства Иркутской области от 24 сентября 2012 года № 442-рп «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Иркутской области» в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 178н, министерством труда и занятости Иркутской области разработан прогноз баланса трудовых ресурсов Иркутской области на 2019 год и на период до 2021 года (далее – прогноз баланса трудовых ресурсов Иркутской области, прогноз).

Прогноз баланса трудовых ресурсов Иркутской области разрабатывается в целях определения структурных пропорций спроса и предложения на рынке труда, выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом основных тенденций социально-экономического развития Иркутской области, а так же повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов.

При разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Иркутской области за основу принят базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Иркутской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, который отражает характер развития региона с учетом реализации инвестиционных проектов и активной государственной политики в отношении ключевых отраслей экономики региона.

В разработке прогноза было задействовано 22 федеральных и региональных ведомства (территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат), управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области, Центральный банк Российской Федерации Сибирское главное управление Отделение по Иркутской области, Федеральное агентство по рыболовству Ангаро-Байкальское территориальное управление, отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, министерство экономического развития Иркутской области, министерство сельского хозяйства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, агентство по туризму Иркутской области и др.), располагающих компетентной информацией о перспективах развития отраслей экономики и социальной сферы Иркутской области.

Прогноз баланса трудовых ресурсов Иркутской области сформирован в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации, необходимых критериев оценки ситуации на рынке труда, структуры занятых в экономике и служит базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.

На состояние рынка труда и занятость населения Иркутской области, прежде всего, оказывают влияние демографические, миграционные и социально-экономические процессы, происходящие в регионе.

В Иркутской области, как и по России в целом, продолжается процесс демографического старения населения, т.е. увеличения доли пожилых людей в общей численности населения. За период 2010-2017 годов число жителей в возрасте старше трудоспособного увеличилось на 72,7 тыс. человек (на 15,4%), при общем сокращении численности населения на 27,6 тыс. человек (на 1,1%). Согласно международным критериям, население страны считается старым, если доля населения в возрасте 65 лет и старше превышает 7%.

В Иркутской области каждый 12-й житель находится в указанной возрастной категории (12,2%), в связи с этим население Иркутской области можно считать старым.

В прогнозируемом периоде уровень смертности населения будет снижаться, но за счет большего снижения уровня рождаемости, демографическая ситуация в регионе будет характеризоваться тенденциями естественной убыли.

Снижение уровня рождаемости является следствием вхождения в детородный возраст поколения молодых людей, родившихся в период демографического кризиса 90-х годов.

Отмечается устойчивая тенденция снижения смертности населения. Благодаря принятым мерам по оптимизации системы организации медицинской помощи, в том числе населению северных территорий, повышению доступности современных методов диагностики и лечения в Иркутской области, в 2017 году по сравнению с 2016 годом показатель смертности в регионе снизился на 4%, начиная с 2010 года смертность населения в Иркутской области снизилась на 11,6%.

В последние десятилетия в России сложилась устойчивая тенденция переезда трудоспособного населения из восточной части страны в западную. Население Иркутской области также активно переезжает в центральные и западные регионы страны (Красноярский край, Новосибирская область, город Москва и Московская область).

По данным Иркутскстата в 2018 году число прибывших на территорию Иркутской области увеличилось по сравнению с 2017 годом на 2,2% и составило 68,1 тыс. чел., число выбывших увеличилось на 2% и составило 74 тыс. чел. В результате сохранившегося превышения числа выбывших над числом прибывших в 2018 году в Иркутской области отмечена миграционная убыль населения, которая составила 5,9 тыс. чел., что на 0,3% меньше, чем в 2017 году.

Из региона уезжает преимущественно экономически активное население в возрастных категориях 15–39 лет (более 60%) и до 15 лет –13,4%. В целом 75% миграционного оттока приходится на граждан, самых перспективных с точки зрения экономического и демографического развития региона. Более 50% уезжающих имеют высшее и среднее профессиональное образование.

Основными причинами переезда трудоспособного населения в другие регионы являются: наличие рабочих мест, соответствующих пожеланиям граждан, более высокий уровень заработной платы, улучшение жилищных условий, получение образования и др.

Необходимым этапом оценки ситуации на региональном рынке труда является анализ состояния и использования трудовых ресурсов. При этом одними из важнейших показателей, характеризующих трудовые ресурсы, являются уровень занятости и уровень безработицы населения.

В соответствии с методологией Международной организации труда уровень занятости населения в Иркутской области в 2018 году составил 57,1%, что на 0,3 п.п. меньше, чем в 2017 году. Уровень общей безработицы в 2018 году снизился на 1,2 п.п. по сравнению с 2017 годом (8,7%) и составил 7,5% от численности экономически активного населения. Численность экономически активного населения, классифицируемого как «безработные» в 2018 году составила 89,3 тыс. человек, что на 15,2% меньше относительно 2017 года (105,3 тыс. человек).

Уровень регистрируемой безработицы по Иркутской области на 1 января 2019 года составил 1,1%, что соответствует началу 2018 года.

В среднем по Сибирскому федеральному округу уровень регистрируемой безработицы (1,2%) на 0,1 п.п. выше областного значения, по Российской Федерации (0,9%) – ниже на 0,2 п.п. по сравнению с Иркутской областью.

Прогноз уровня и численности безработных на период до 2021 года рассчитан исходя из анализа развития регистрируемого рынка труда, учитывая мероприятия, проводимые в сфере занятости населения, тенденции и динамику уровня безработицы в регионе и проводимую министерством труда и занятости Иркутской области работу по снижению неформальной занятости и легализации трудовых отношений в регионе.

Также, к показателям, характеризующим рынок труда, относится коэффициент напряженности, который рассматривается как отношение численности незанятых граждан, ищущих работу, к числу вакансий, заявленных работодателями.

С 2016 года коэффициент напряженности на региональном рынке труда (0,6 ед.) снижался на 0,1 ед. ежегодно и в 2018 году составил 0,4 ед. (т.е. на одного гражданина приходится 2,5 вакансии). В Иркутской области данный показатель на 0,1 ед. ниже значения по Сибирскому федеральному округу (0,5 ед.) и по Российской Федерации (0,5 ед.).

О неполной занятости в 2018 году представила сведения 41 организация о 1117 работниках.

Фактически высвободилось в 2018 году 10,9 тыс. человек, из них 5 тыс. человек было трудоустроено, в том числе в той же организации и на совместных производствах с иными предприятиями.

В органы занятости населения в 2018 обратилось 75,1 тыс. человек за содействием в поиске подходящей работы, что на 3,8% меньше, чем в 2017 году (78,1 тыс. человек), уровень трудоустройства граждан составил 60,7% от обратившихся. Признано безработными 30,9 тыс. человек (41,1% от обратившихся), трудоустроены при содействии органов занятости 45,6 тыс. человек (60,7%), назначена трудовая пенсия по старости (досрочный выход на пенсию) 329 работникам (0,4%).

Таким образом, под воздействием макроэкономических, демографических и миграционных процессов на рынке труда Иркутской области сформировалась устойчивая тенденция по снижению численности трудовых ресурсов.

В период до 2021 года численность трудовых ресурсов будет снижаться в среднем на 0,2% ежегодно и составит к 2021 году 1 452,3 тыс. человек. Общее снижение трудовых ресурсов за 3 года (с 2019 года по 2021 год) составит 0,6% или 9,3 тыс. человек.

Численность работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста будет ежегодно снижаться в среднем на 1,7% и составит к 2021 году 114,5 тыс. человек. Общее снижение численности работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, за 3 года составит 5% или 6,1 тыс. человек.

Одновременно с этим, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте останется практически неизменной, снизившись за 3 года на 0,03%, и составит к 2021 году 1 277,3 тыс. человек.

Данная тенденция обусловлена, прежде всего, изменениями в пенсионном законодательстве Российской Федерации. В связи с увеличением пенсионного возраста произойдет перераспределение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста. Это изменение позволит частично нивелировать эффект от процесса демографического старения населения.

Численность иностранных трудовых мигрантов в прогнозном периоде будет снижаться ежегодно в среднем на 1,5% и составит 60,5 тыс. человек при общем снижении к 2021 году на 4,5% или 2,8 тыс. человек.

При тенденции к сокращению численности иностранных трудовых мигрантов и работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, баланс трудовых ресурсов в прогнозном периоде достигается за счет стабильного уровня численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и уменьшения численности населения, незанятого в экономике.

Численность незанятых в экономике будет снижаться за счет создания новых рабочих мест и легализации трудовых отношений граждан занятых неформально.

По данным Иркутскстата в 2017 году численность населения трудоспособного возраста, осуществляющего трудовую деятельность по Иркутской области, составляла 1 286,4 тыс. человек, из них 256,9 тыс. человек или 20% осуществляли свою деятельность в неформальном секторе экономики региона.

В 2018 году в результате совместной работы органов государственной власти легализованы трудовые отношения с 25,6 тыс. человек.

С целью обеспечения сокращения уровня неформальной занятости работников и недопущения выплаты заработной платы в «конвертах» в прогнозном периоде будет продолжена работа территориальных межведомственных комиссий по снижению неформальной занятости населения, регулярное проведение «горячих линий», интернет-конференций, проведение информационной работы с населением.

Таким образом, численность занятых в экономике Иркутской области в прогнозном периоде будет расти и к 2021 году составит 1 131,6 тыс. человек.

Согласно данным прогноза баланса трудовых ресурсов Иркутской области значительный рост численности занятых в период до 2021 года будет наблюдаться в таких отраслях как:
- торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (на 11,5 тыс. человек или 5,3%), в 2021 году численность занятых составит 229,3 тыс. человек;
- сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (на 6,8 тыс. человек или 9,2%), в 2021 году численность занятых составит 80,6 тыс. человек;
- добыча полезных ископаемых (на 4,8 тыс. человек или 14,1%), в 2021 году численность занятых составит 38,1 тыс. человек;
- транспортировка и хранение (4,8 тыс. человек или 5,5%), в 2021 году численность занятых составит 90,7 тыс. человек;
- строительство (на 3,8 тыс. человек или 4,2%), в 2021 году численность занятых составит 94 тыс. человек.

Ведущую позицию по указанному критерию занимает сфера оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов.

Государство проводит активную политику в сфере поддержки малого предпринимательства, благодаря этому большое количество рабочих мест в сфере торговли обеспечивают предприятия малого бизнеса – около 15% от численности занятых в экономике. Всего же в сфере оптовой и розничной торговли занято 20% работающего населения Иркутской области.

После снижения физического объема оборота торговли в 2016 году на 3,7% по сравнению с предыдущим годом, в период 2017-2018 годов показатель начал увеличиваться. По мере ожидаемого в прогнозном периоде постепенного роста экономики и доходов населения, дальнейшего сохранения низкого уровня инфляции, а также смягчения условий потребительского кредитования, динамика потребления населения будет восстанавливаться. Структура регионального рынка розничной торговли также будет улучшаться по мере восстановления потребительского спроса населения.

Так, в 2018 году по оперативным данным статистики оборот розничной торговли в Иркутской области увеличился на 3,3% по сравнению с 2017 годом и составил 344,2 млрд. рублей. В расчете на душу населения оборот розничной торговли составляет 11,9 тыс. рублей в месяц, рост показателя составил 7,2%.

За 2018 год произведено продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на 63 млрд. рублей, индекс производства составил 100%. Объем расходов на поддержку сельхозтоваропроизводителей в 2018 году составил 3,1 млрд. рублей. Это на 6,9% больше, чем в 2017 году.

Согласно Государственному плану социально-экономического развития на 2019-2023 годы, необходимо увеличить площади введенной в оборот неиспользуемой пашни на 100 тыс. гектаров (ежегодно на 20 тыс. гектаров). Для реализации поставленных задач для сельского хозяйства до 2023 года намерены построить 20 ферм, 37 откормочных площадок, 135 зерносушилок, 205 зернохранилищ, 11 картофеле- и овощехранилищ, приобрести 285 единиц техники для подработки зерна, 17 поливных систем.

Такой подъем сельского хозяйства уже сегодня требует дополнительного привлечения значительного числа работников, занятых не только в выращивании сельскохозяйственных культур и поголовья скота, но и в переработке сельскохозяйственной продукции.

Рост численности занятых в сфере добычи полезных ископаемых в основном обеспечит продолжение действующих и начало реализации новых инвестиционных проектов компаний, осуществляющих деятельность в отрасли добычи полезных ископаемых.

В Усть-Кутском и Катангском районах ООО «Иркутская нефтяная компания» реализует комплексную газовую программу с общим объемом капитальных вложений 170 млрд рублей, из которых более 50 млрд рублей уже инвестировано. Перспективным продолжением газовой программы планируется реализация проекта по созданию газохимического комплекса в г. Усть-Куте с общим объемом инвестиций более 280 млрд рублей, который позволит создать до 1,5 тыс. новых рабочих мест.

АО «Верхнечонскнефтегаз» ведет разработку Верхнечонского месторождения, в настоящий момент проект проинвестирован в объеме более 160 млрд рублей и создано 1,4 тыс. рабочих мест, что превышает запланированные показатели.

ЗАО «Техноинвест Альянс» занимается реализацией проекта по разработке Зашихинского месторождения и строительству горно-металлургического комбината по выпуску чистого оксида ниобия и тантала, оксида циркония и суммарных оксидов редкоземельных металлов.

Также к наиболее крупным проектам региона можно отнести инвестиционные проекты в сфере добычи золота. ПАО «Полюс Золото» реализует проект «Освоение золоторудных месторождений Бодайбинского района Иркутской области» с объемом инвестиций 13,8 млрд рублей, ПАО «Высочайший» – проект строительства золотоизвлекательных фабрик на месторождениях «Верхний Угахан» и «Красное».

Рост добычи полезных ископаемых потребует дополнительного привлечения значительного числа технических специалистов и высококвалифицированных работников, таких как: машинисты бульдозера, водители карьерных самосвалов, машинисты экскаватора, электросварщики, электрослесари, операторы по добыче нефти и газа, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, горные мастера.

В отрасли транспортировки и хранения основной рост численности занятых произойдет в сфере воздушного транспорта. В 2016 году АО «Международный Аэропорт Иркутск» занял первое место по росту пассажиропотока в странах СНГ, а в 2017 году вошел в тройку лидеров с пассажиропотоком более 2 млн человек в год. К 2020 году планируется увеличение пассажиропотока до 3 млн человек в год.

В 2019 году завершается строительство нового терминала аэропорта в городе Усть-Илимске. Кроме того, мероприятия по строительству аэропортовых комплексов в городах Бодайбо и Братск были включены в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации 20 декабря 2017 года № 1596.

Количество направлений, субсидируемых Росавиацией, в 2019 году увеличилось вдвое по сравнению с 2018 годом, и составило 14 направлений полетов в населенные пункты Иркутской области, Республику Алтай (Горно-Алтайск), Республику Тыву (Кызыл), якутские Ленск и Талакан, а также города Томск и Улан-Удэ. Также, в два раза увеличилось число авиакомпаний, которые будут выполнять эти рейсы – в 2019 году их будет шесть.

К компаниям, которые работали в прошлом году, добавятся «ИрАэро», «Сибирь», «Якутия» и «СиЛа».

В сфере строительства рост численности занятых будет обусловлен рядом планируемых проектов. С 2017 года в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Приангарье стартовала реализация программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Иркутской агломерации. Ее результатом должно стать приведение в нормативное состояние более 60% дорог Иркутской агломерации и устранение 30 наиболее аварийно-опасных участков.

Необходимо отметить, что в 2018 году в Иркутской области введено 982,3 тыс. кв. м. жилья, что на 3,3% больше плана. В 2019 году этот показатель должен достичь 1 000 тыс. кв. м.

Необходимость увеличения объема строительства жилья также обусловлена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Увеличение объема строительных работ также будет обеспечено за счет выполнения строительно-монтажных работ при реализации инвестиционных проектов, связанных с разработкой нефтегазовых, золоторудных месторождений, реконструкцией Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального значения и иных инвестиционных проектов.

Наибольшее снижение численности занятых в период до 2021 года согласно прогнозу произойдет в следующих сферах:
- деятельность финансовая и страховая (на 3,9 тыс. человек из 14 тыс. человек или 28%), в 2021 году численность занятых составит 10,1 тыс. человек;
- деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (на 1,2 тыс. человек или 8,2%), в 2021 году численность занятых составит 13,1 тыс. человек;
- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (на 2,5 тыс. человек или на 8,1%), в 2021 году численность занятых составит 28,7 тыс. человек.

В сфере финансовой деятельности снижение численности занятых является следствием оптимизации численности работников крупных финансовых организаций, проводящих активную политику по автоматизации и цифровизации процессов, внедрению онлайн услуг. Также сказывается тот факт, что единственным мегарегулятором на финансовом и страховом рынке является Центральный Банк Российской Федерации, который активно проводит политику по отзыву лицензий у организаций, в случае несоответствия их деятельности законодательству Российской Федерации.

Снижение численности занятых в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений обусловлено изменением и ужесточением требований, предъявляемых к безопасности развлекательных учреждений.

Также на занятость в данной сфере оказывает влияние переход на новую систему бухгалтерского и бюджетного учета. Так, в течение 2019 года, министерство культуры и архивов Иркутской области и 29 подведомственных ему учреждений (областные театры, музеи, библиотеки, образовательные учреждения сферы культуры) передадут функции по ведению бухгалтерского и бюджетного учета в Государственное казенное учреждение Иркутской области «Единый центр обслуживания в сфере культуры». Переход на данную систему повысит эффективность и прозрачность работы бухгалтерских служб учреждений культуры.

Значительно сократится численность занятых по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха». На занятость в данной отрасли продолжит оказывать значительное влияние политика энергосбережения, повышения эффективности и модернизации.

В рамках реализации Государственного плана социально-экономического развития на 2019-2023 годы продолжится практика по строительству новых теплоисточников, в том числе в целях замещения котельных, использующих дорогостоящие энергоносители (жидкое топливо, э/энергию), по приобретению и монтажу полностью автоматизированных котельных малой мощности на объектах социальной сферы.

Также будет реализован комплекс мероприятий по изменению работы централизованных систем теплоснабжения в средних и малых городах и поселениях в целях минимизации затрат на выработку и транспортировку теплоносителя, изменения топливно-энергетического баланса.

Стабильная ситуация уровня занятости в прогнозном периоде до 2021 года будет отмечаться в следующих сферах:
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (снижение численности занятых на 0,6 тыс. человек или 0,8%), в 2021 году численность занятых составит 70,6 тыс. человек;
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (снижение численности занятых на 0,5 тыс. человек или на 6,1%), в 2021 году численность занятых составит 7,7 тыс. человек;
- деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (рост на 0,3 тыс. человек или на 1,5%), в 2021 году численность занятых составит 19,5 тыс. человек.

Указанные сферы деятельности не будут в значительной мере подвержены влиянию изменений в экономике региона.

Таким образом, Иркутская область располагает прогнозной оценкой трудовых ресурсов региона.

Данный прогноз отражает перспективные направления формирования рынка труда с учетом планов развития отраслей экономики и должен способствовать повышению эффективности использования данных трудовых ресурсов путем их рационального размещения.

Необходимо обратить внимание и на убыль собственного населения в трудоспособном возрасте. Все более актуальной становится проблема привлечения молодых профессионалов в небольшие города Иркутской области и сельскую местность, которую можно решить посредством специальных региональных программ, включающих предоставление жилья, субсидий, иных социальных гарантий.

Детальное изучение органами власти данных прогноза баланса трудовых ресурсов Иркутской области на период до 2021 года поможет учесть при формировании объемов и профилей приема граждан в образовательные организации реальные потребности рынка труда Иркутской области в ближайшей перспективе, что позволит снизить общий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.